РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ) МИИТ

Кафедра «Управление персоналом»

  • Телефоны:
    • +7 495 631-43-55
  • Факс:
    • +7 499 262-77-20

Кафедра «Управление персоналом» была организована в 1990 году на базе первой в отрасли Школы менеджеров, созданной в ИПК МПС, которую возглавлял доцент Старовойт В. А. Первым заведующим кафедрой был директор Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта, профессор Алфёров Алексей Константинович (1990 год). С конца 1990 года по настоящее время кафедрой заведует профессор Старовойт Владимир Алексеевич. «Главное богатство компании — ее люди» — девиз американской компании IBM. «Никакая теория, программа не могут сделать предприятие успешным: это могут сделать только люди» — высказывание главы корпорации «Sony» А. Морита. Именно этот девиз и высказывание, относящиеся к преуспевающим компаниям, должны быть главными принципами в работе с людьми. Ориентация на доминирующую роль человека в деятельности организации и в управлении этой деятельностью была в то время главной концепцией философии менеджмента и именно это стало решающим в формировании образовательной стратегии кафедры. Все эти годы кафедра, обучая работников железнодорожного транспорта, развивает свой учебно-методический, научный, профессорско‐преподавательский потенциал. Сегодня кафедра является ведущим подразделением системы дополнительного профессионального образования отрасли в деле повышения квалификации руководителей и специалистов по управлению персоналом.

Основные направления образовательной деятельности кафедры:
  • Обучение руководителей и специалистов по управлению персоналом эффективным кадровым технологиям управления персоналом, основанным на компетентностном принципе, и инновационным технологиям развития человеческого капитала. Объем учебных программ — 76 часов.
  • Обучение молодых руководителей линейных предприятий железнодорожного транспорта умению профессионально руководить по программе «Профессиональный руководитель: путь к мастерству». Объем учебной программы — 120 часов.
  • Повышение квалификации по программе «Корпоративный наставник». Объем учебной программы — 76 часов.
  • Повышение квалификации по программе «Педагогический менеджмент». Объем учебной программы — 76 часов.
  • Обучение председателей советов молодежи и молодежных лидеров по программе «Эффективные технологии молодежного лидерства». Объем учебной программы — 76 часов.
  • Ориентированные на решение определенных задач семинары‐;тренинги:
    • человековедческая компетентность руководителя;
    • профессиональные клиентоориентированные коммуникации;
    • развитие лидерских качеств и навыков командообразования.
Программы дистанционного обучения:
  • Трудовой кодекс РФ. Часть 2. Социальное партнерство в сфере труда.
  • Трудовой кодекс РФ. Часть 3. Трудовой договор: содержание, изменение, прекращение. Отстранение от работы. Рабочее время. Время отдыха. Дисциплина труда. Материальная ответственность работника. Кадровое делопроизводство.

Кафедрой совместно с Департаментом управления персоналом ОАО «РЖД» разработана Целевая программа «Создание системы непрерывного дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов по управлению персоналом ОАО «РЖД», утвержденная Распоряжением ОАО «РЖД» от 30 декабря 2010 г. № 2809р.

Научно‐методологическое и методическое обеспечение процесса реализации Целевой программы возложено ОАО «РЖД» на кафедру. С целью реализации Целевой программы, кафедра приступила с 2011 года к подготовке руководителей и специалистов по управлению персоналом, не имеющих профильного образования, по программам базовой профессионализации, ориентированным на конкретные должностные категории кадрового менеджмента ОАО «РЖД». По заданию ОАО «РЖД» региональные железнодорожные ВУЗы так же приступили к реализации аналогичных программ, разработанных кафедрой. Ставка на человеческий фактор как условие реализации стратегических целей ОАО «РЖД» предусматривает, прежде всего, подготовку современных управленцев всех уровней из числа молодых специалистов. Это магистральное направление развития кадрового ресурса Компании. Оно позволяет достигать мультипликативного эффекта, многократно усиливающего последующие результаты проводимых организационных изменений. Вместе с тем, в практике управления персоналом накопилось немало сложных проблем, связанных с развитием кадрового потенциала. Особое внимание уделяется обучению руководителей и специалистов по управлению персоналом, корпоративным технологиям формирования и деятельности персонала, HR‐технологиям, а также управленческой подготовке руководящих кадров. Наряду с изучением теоретических основ эффективного управления и руководства, слушатели участвуют в различных тренингах (коммуникативных, поведенческих, развивающих, оценочных) для создания инновационной среды, командообразования, выращивания лидеров; повышения компетентности в области ведения переговоров; изучения цели, мотивов и компетенций сотрудников уже на первом этапе приема на работу; повышения управленческой компетентности.

Использование современных активных методов обучения, наряду с актуальной и практически ориентированной тематикой занятий, позволяет сформировать и поддерживать высокую учебную мотивацию и интерес к изучаемым дисциплинам. Немаловажную роль в достижении высокой эффективности обучения играет правильный подход к отбору высококвалифицированных преподавателей, имеющих большой опыт обучения руководителей, проведения тренинговой работы, управленческого консалтинга и коучинга. В реализации программы участвуют доктора и кандидаты наук, профессора и доценты ведущих вузов Москвы, опытные тренеры. Учебные занятия по конструктивным взаимодействиям в коллективе; методам психологической оценки собеседника, необходимым для выполнения руководящих функций; имиджу успешного руководителя проводит доктор психологических наук, профессор Петрова Е. А. — заведующая кафедрой «Социальная психология» Московского государственного социального университета, президент международной академии имиджелогии. Правилам поддержания высокой работоспособности и творческого подъема, механизмам по избежанию стрессов, созданию доброжелательной обстановки в коллективе, правилам ухода за своим здоровьем обучает доктор философских наук, профессор Шепель В. М. — заслуженный деятель науки РФ, автор 35 книг, создатель научных школ по ортобиотике и управленческой антропологии.

Тренинги по разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в результате принятия неэффективных управленческих решений в сфере работы с персоналом проводит кандидат педагогических наук, доцент Баныкина С. В. — заведующая кафедрой «Человековедческие технологии» Педагогической академии последипломного образования. Практические занятия по стратегии речевого поведения в беседе с партнерами, сотрудниками и клиентами; правилам делового и доверительного общения для руководителя; правилам публичного выступления проводит кандидат педагогических наук Зюкина З. С. — доцент Российского университета дружбы народов, психолингвист.

Обучение менеджменту и управлению персоналом проводит бизнес‐консультант, коуч, доктор психологических наук, профессор Футин В. Н., чьи занятия насыщены слайд‐лекциями и видеотренингами. Завершается обучение итоговой аттестацией в виде зачетов, экзаменов, защиты аттестационных работ, моделирующих тренингов, на которых присутствуют руководители Департамента управления персоналом, служб управления персоналом железных дорог и других филиалов ОАО «РЖД». За период с 2004 г. по 2011 г. на кафедре по программам от 36 часов до 500 часов прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку около 6 000слушателей.

  • Старовойт Владимир Алексеевич
    Заведующий кафедрой
    Профессор
  • Футин Вячеслав Николаевич
    Ведущий преподаватель
    Профессор
  1. Департамент управления персоналом
  2. Кадровый аудит как необходимое условие организационного развития ОАО «РЖД»

    Старовойт В. А., Футин В. Н.

    Журнал «Мир транспорта», №4, 2011

  3. Компетентностный подход к персоналу.

    Старовойт В.А.

    Мир транспорта. 2011. № 1.

  4. Методические рекомендации к выполнению аттестационной работы по направлению «Управление персоналом»

    Старовойт В. А., Футин В. Н.

    Издание 2-ое, переработанное. Методические рекомендации

  5. Методические рекомендации комиссии при президенте Российской Федерации «О порядке оформления и представления документов о награждении государственными наградами Российской Федерации»
  6. О наградах и поощрениях в ОАО «Российские железные дороги»

    А.А. Награльян, Д.В. Уртиков., В.А. Старовойт

    М.: РАПС, 2012. - 145 с.

  7. О наградах и поощрениях в ОАО «Российские железные дороги». Нормативные и регламентирующие материалы.
  8. Повышение кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги»

    Старовойт В. А., Футин В. Н., Шунатов О. И.

    Журнал «Железнодорожный транспорт» № 3, 2008 год

  9. Приложение №2. Программа дополнительного профессионального образования по базовой подготовке руководителей и специалистов по управлению персоналом ОАО «РЖД»
  10. Приложение №3. Рабочие учебные планы условной профессионализации руководителей и специалистов по управлению персоналом железных дорог, филиалов, дочерних, зависимых обществ ОАО «РЖД» и их структурных подразделений
  11. Приложение №4. Численность руководителей и специалистов по управлению персоналом филиалов ОАО «РЖД», повышающих квалификацию по программам базовой профессионализации в 2011 год
  12. Развивающее обучение: ожидания и барьеры

    Старовойт В. А., Футин В. Н.

    Журнал «Мир транспорта» №1, 2009 год

  13. Распоряжение №2809 «Об организации непрерывного дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов по управлению персоналом ОАО «РЖД»
  14. Создание системы непрерывного дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов по управлению персоналом ОАО «РЖД» на компетентностном принципе»

    Старовойт В. А., Футин В. Н.

    Журнал «Экономика железных дорог» №1, 2012

  15. Телеграмма «Заместителям руководителей филиалов, структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД» по кадрам и социальным вопросам (по списку)»
  16. Управление качеством повышения квалификации руководителей по управлению персоналом ОАО «РЖД»

    Футин В. Н.

    Развивающее обучение: ожидания и барьеры. Печ. Журнал «Мир тран- спорта» №1 2009 0,31 Футин В.Н.

  17. Целевая программа «Создание системы непрерывного дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов по управлению персоналом ОАО «РЖД»