РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА (МИИТ) МИИТ

История академии

2001

Начата профессиональная переподготовка руководителей служб информатизации ж. д. по специальности «Информационные и телекоммуникационные системы в управлении», а также по специальности «Юриспруденция» по программам в объеме 584 и 540 часов, соответственно.

С целью реализации решений Коллегии МПС России по вопросам информатизации на железнодорожном транспорте, в 2000—2001 г.г. в РАПС создан Главный телекоммуникационный учебный центр МПС России, имеющий в своем составе самое современное коммутационное (цифровые автоматические телефонные станции DEFINITY, Обь-128, МиниКОМ ДХ-500ЖТ и др.) и телекоммуникационное (мультиплексоры передачи данных, конверторы и др.) оборудование, подключенное через оптоволоконный канал к сети передачи данных МПС России, Интернету, фондам библиотеки Академии наук Российской Федерации.

Шесть компьютерных классов РАПС оборудованы современными ПЭВМ, связанными в единую локальную сеть через высокопроизводительные серверы. Наличие такой материальной базы позволяет проводить повышение квалификации по самым актуальным вопросам информатизации, с выдачей соответствующих квалификационных сертификатов фирм-производителей оборудования и программных продуктов. За период с 1994 по 2001 гг. объем платных услуг, оказанных РАПС, возрос практически в два раза. Это позволило Академии обеспечить развитие и совершенствование материально-технической базы, повысить уровень оплаты труда профессорско-преподавательского и обслуживающего состава. В РАПС начата профессиональная переподготовка старшего управленческого состава ж. д. по специальности «Менеджмент» по 540-часовой учебной программе. В программе обучения — вопросы управления экономикой, финансами, персоналом, стратегического и тактического планирования, хозяйственного и трудового права и др.

1998

Постановление Правительства Российской Федерации № 722 от 7 июля РАПС, сохранив прежнее название, была реорганизована путем присоединения к МИИТу и вошла в его состав в качестве структурного подразделения.

1997

Начата целевая программа подготовки руководителей, включенных в резерв на выдвижение по номенклатуре МПС России, а с 1999 г. — по номенклатуре начальников железных дорог. Этим были созданы условия для реализации программы длительного (более одного месяца) фундаментального обучения перспективных руководителей.

1996

В соответствии с требованиями федерального органа управления в области образования, был начат последовательный переход на более длительные образовательные программы (две недели и более), позволивший при уменьшении числа обученных слушателей сохранить, а затем и увеличить объем оказанных образовательных услуг.

1995

В целях укрепления кадрового потенциала железнодорожного транспорта, Президент России подписал Указ № 438 о преобразовании Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта в Российскую академию путей сообщения (РАПС).

1994

Было начато обучение руководящего состава предприятий железнодорожного транспорта с изучением передового зарубежного опыта. По разработанной и согласованной с МПС России тематике составляется программа стажировки, в ходе которой слушатели посещают предприятия и учреждения. Занятия нацелены, прежде всего, на изучение практических вопросов деятельности предприятий с целью установления деловых контактов и проходят, как правило, в форме дискуссий и круглых столов. По окончании слушатели получают сертификаты международного образца о прохождении стажировки.

При проведении обучения за рубежом основной упор делается на изучение вопросов макро- и микроэкономики, структурной реформы ж. д. и практических вопросов их деятельности в условиях рыночной экономики. Заключенные договора о сотрудничестве с зарубежными партнерами, в том числе Немецкой технической академией в ФРГ, SISTRA во Франции, Intermarket Consult и Canac International Inc в Канаде, Global Management в США, INTERCONSULTING в Швейцарии и др. позволили значительному числу руководителей железнодорожного транспорта России изучить особенности работы соответствующих предприятий в условиях сложившейся рыночной экономики.

1992

Начатый в масштабах всей страны процесс экономических преобразований потребовал ускорения реализации намеченной программы изменений в ВИПК МПС СССР. В мае 1992 г. приказом Министра путей сообщения Российской Федерации Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта был переименован в Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта (ИПК МПС России).

В рамках реализации намеченной программы преобразований, в 1992 г. в ИПК МПС России были созданы новые кафедры: Кадрового обеспечения транспорта, Безопасности движения, Экологии и охраны труда на железнодорожном транспорте, Подвижного состава и энергоснабжения железных дорог и метрополитенов, Финансов, Бухгалтерского учета и статистики на железнодорожном транспорте. Коренным образом было изменено содержание учебных планов и программ, ориентированное на удовлетворение потребностей предприятий, руководителей и специалистов в современных знаниях соответствующих прикладных областей деятельности. Существенным образом изменился и преподавательский состав — произошло существенное расширение круга привлекаемых внештатных преподавателей, в зависимости от должностных категорий слушателей. Перед аудиторией стали выступать работники органов федеральной и муниципальной законодательной и исполнительной власти, в том числе Государственной Думы, министерств и ведомств, правительства г. Москвы и др. В ходе реализации образовательной деятельности института был сделан акцент на рыночные методы управления — маркетинг образовательных потребностей конкретного контингента работников железнодорожного транспорта, подбор преподавательского состава, адекватного контингенту обучаемых, оценка качества преподавания путем анкетирования слушателей, сопровождение учебного процесса необходимыми методическими материалами и пособиями и др. Несмотря на сложное финансово-экономическое положение, в ИПК МПС России была начата программа реконструкции и развития материально-технической базы, начиная от создания современных условий для проживания слушателей и их питания в период обучения до организации выездных мероприятий и досуга во внеучебное время. Результаты реализации программы преобразований сказались уже в 1992 г.: число слушателей, прошедших профессиональную переподготовку, по сравнению с 1991 г. возросло почти на 30%. Системная реализация рыночных принципов управления институтом позволила, начиная с 1992 г., обеспечивать ежегодное увеличение контингента слушателей института, развитие материально-технической базы.

1991

В 1991 году ректором ВИПК МПС СССР был назначен профессор Б. А. Лёвин, которым перед коллективом была поставлена задача преобразования данной структуры в учреждение дополнительного профессионального образования, отвечающее самым современным требованиям. Была разработана концептуальная программа реформирования ВИПК МПС СССР, предусматривавшая совершенствование его структуры и системы управления, укрепление связей структурных подразделений учебных заведений с железными дорогами и предприятиями железнодорожного транспорта; нормативно-методическое, кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение его деятельности в условиях полного хозяйственного расчета; организацию международного сотрудничества и изучение слушателями передового зарубежного опыта; совершенствование содержания и контроль качества обучения. К началу 1991 г. ВИПК МПС, помимо административных подразделений, включал три факультета: Управление железнодорожным транспортом, Новой техники и передовых технологий на железнодорожном транспорте, Экономического образования на железнодорожном транспорте и семь кафедр: Эксплуатация железных дорог, Управление экономикой на железнодорожном транспорте, Новой техники и технологии на железнодорожном транспорте, Информатики и АСУЖТ, Управление персоналом, Железнодорожная медицина, Хозяйственное и трудовое право. Структура образовательных подразделений института была ориентирована на организацию повышения квалификации руководящего состава и специалистов железнодорожного транспорта СССР по комплексным учебным программам, утверждаемым МПС СССР. Учебный процесс в институте обеспечивался опытными педагогами, среди них в 1991 г., например, работали 2 академика Академии транспорта, 23 профессора (доктора наук), 153 доцента (кандидата наук). Ежегодно на условиях почасовой оплаты к проведению занятий привлекалось более 500 руководителей и специалистов МПС СССР, предприятий железнодорожного транспорта, других учебных заведений и научно-исследовательских организаций г. Москвы. Кроме таких традиционных видов учебного процесса как лекции, семинары, практические и лабораторные занятия широко использовались деловые игры, разбор конкретных ситуаций, тематические дискуссии, выездные занятия по диагностике предприятий железнодорожного транспорта с разработкой конкретных предложений по совершенствованию их деятельности.

1988

На базе ВИПК МПС СССР был создан Информационно-вычислительный центр, оборудованный средними и малыми ЭВМ типа СМ-2М и СМ-1800 различных модификаций, первыми персональными ЭВМ различных типов (Роботрон-1715, Правец-16, СМ-1900 и др.), а также IBM-совместимыми компьютерами первых моделей, внедрявшимися в тот период времени на железнодорожном транспорте. В зависимости от целей и задач повышения квалификации, должностных категорий слушателей, продолжительность обучения в ВИПК МПС СССР варьировалась от одной недели до полутора месяцев. Слушатели, успешно прошедшие курс обучения, сдавшие необходимые экзамены и защитившие выпускную работу, получали документ о прохождении повышения квалификации устанволенного образца.

1985

Указанием МПС СССР № 520у от 7 мая Московский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта был переименован во Всесоюзный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта (ВИПК МПС СССР).